Четверг, 15.11.2018, 22:17

 Консультация логопеда

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Правильная речь – основа развития вашего ребенка.

Дорогие мамы и папы!

Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. От того, как развита речь ваших детей, зависят их успехи в усвоении всех предметов школьной программы. Поэтому очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ваши дети владели определенными речевыми навыками и умениями. 

Речевая готовность ребенка к школе.

Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислю их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный-согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.

Дети должны знать и правильно употреблять термин «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, мягкий, твердый, звонкий, глухой. Оценивается умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая, меховой); образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение работать с предложением; правильно строить простые предложения (грамматически верно согласовывая в них слова между собой), видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам.

6. Владение связной речью. Умение использовать в своей речи развернутые (т.е. состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют ребенку четко и последовательно излагать свои мысли. Владеть пересказом рассказа (или сказки), сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы и сказки по картинке (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.

Для воспитания  полноценной речи нужно устранить по возможности все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).  Особенно необходимым условием становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушении чтения). Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют или смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; твердых-мягких;соноров р-л). А также испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка-почка).Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками: самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда закладываются основы для дальнейшего обучения. И от вас, родители, зависит насколько комфортно и легко будет вашему ребенку в школе.

Причины нарушения звукопроизношения.

1. Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей:

- профессиональные «вредности»,

- наркомания

- алкоголизм и курение

- аборты

2. Неблагоприятные факторы, влияющие на будущую речь ребенка во время беременности:

- токсикозы беременности

- острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.)

- резус конфликт

- падения и ушибы матери во время беременности

- курение и алкоголизм непосредственно в период беременности

- стрессовые ситуации, связанные с распадом семьи, смертью близких родственников и др.

- осложнения при родах

3. Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития:

- травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга,

- воспалительные заболевания головного мозга (менингит),

- недолеченые воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха,

- приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм),

- наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

ВРЕД КУРЕНИЯ

Специальными научными исследованиями доказано, что сердечный ритм ребенка во время курения матери значительно ускоряется, ребенок начинает задыхаться.

Дети, рожденные от курящих матерей, в первые три месяца жизни особенно подвержены заболеваниям органов дыхания. Объем легких у них уменьшен примерно на 5%, а вес – на 70-140 граммов. Если мать курила до 10 сигарет в день, то коэффициент интеллекта у ребенка на 9 пунктов ниже, так как табак уменьшает поступление кислорода и питательных веществ и тем самым отрицательно влияет на развитие мозга. Из этого вытекает, что любые нарушения внутриутробного развития плода заранее программируют осложненное протекание родов.

Это объясняется тем, что к моменту наступления родов плод оказывается недостаточно созревшим и поэтому не может принимать полноценного участия в их нормальном протекании. Именно это приводит к необходимости применять различные вспомогательные средства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мать в этом случае уже ничего изменить не в силах.

Другое дело, что недопущение этой ситуации на более ранних этапах во многом зависела от самой будущей матери.

P.S.: В связи с выше сказанным, стоит задуматься чтобы бросить курить. Возможно вам помогут советы как быстро бросить курить, главное берегите здоровье своего малыша.

Уровень развития речи детей 5 лет.
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Рекомендации логопеда для родителей детей старшего возраста.

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение: 
1. правильно произносить все звуки языка;
2. выделять первый и последний звук в слове;
3. разделять слово на слоги;
4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
5. придумывать слова на заданный звук;
6. сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
7. повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
Важно выяснить:
1. насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
2. насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
3. что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
4. сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
5. может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

 

Что почитать ребенку в зависимости от возраста.

Второго года  жизни

На втором году происходит встреча малыша со своей первой книжкой. Сделайте так, чтобы это событие было ярким и запоминающимся, чтобы книжка стала любимой и желанной игрушкой малыша.

Первые книжки и должны быть книжками-игрушками, с крупными красочными картинками: минимум текста, только подписи к картинкам. Смотрите с малышом картинки, читайте подписи к ним.

Первыми книжками для чтения должны стать народные потешки. Ребёнку легче воспринять именно данные тексты, ведь многие песенки он уже слышал от мамы в устном исполнении. В текстах потешек много слов, приближенных к детской речи: «киса», «зайка», «петя» (петушок), что облегчает понимание текста ребёнком. Большинство потешек построены в форме диалогов, этим они близки к разговорной речи, более лёгкой для восприятия. Потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание.

Ещё одно важное качество потешек – наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Стихи с такой рифмовкой легче запоминаются и, таким образом, легче закрепляются конкретные грамматические формы, на которые падает ударение. Словом, потешки – это готовые образцы речи, доступные детям и помогающие развитию речи.

Третьего года жизни

В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожей на игрушку: объёмная (книга – панорама) раскладушка, большого формата, с крупными красочными картинками. Привлечь ребёнка к книжке, привить любовь к слушанию – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем, или он так и проживёт без книг, без их мудрости.

Важно, что читать малышу: обязательно народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут показаться скучными, а ребёнку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы).

Как раз по возрасту стихотворные сказки К.И.Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Муха – цокотуха», «Тараканище», «Телефон».

Нравятся детям стихи С.Я.Маршака: «Дама сдавала в багаж», «Вот какой рассеянный», переводы английских народных песенок.

Кто-то уже будет готов слушать стихи о природе русских поэтов – классиков. Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов; ударные рифмы помогают усвоить те или иные грамматические формы, не говоря уже о той огромной роли высокохудожественных текстов, которую они играют в формировании вкуса и чувства слова у будущих читателей.

Четвёртого года жизни

К четырём годам ребёнок уже способен пересказать знакомую сказку, конечно, в том случае, если ему с раннего детства систематически рассказывали или читали сказки, рассказы, стихи, учили следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно попробовать так называемый совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребёнка произносить отдельные слова и предложения.

Какие сказки доступны в четырёхлетнем возрасте для драматизации? Это «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и волк», а также «Три поросёнка» Михалкова, «Заяц – хваста», «Теремок», «Лиса и заяц», «Репка», «Соломенный бычок – смоляной бочок» (белорусская народная сказка), «Волк и козлята», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой».

Родителям нужно понять одно очень важное правило при выборе книг для чтения: своевременность той или иной сказки. Плохо не только слишком рано знакомить ребёнка со сказкой (когда он ещё её не понимает), но и слишком поздно (когда она ему уже не интересна). Важно соблюдать постепенность в чтении. Волшебные сказки со сложным фантастическим сюжетом ещё не доступны четырёхлетнему ребёнку, а «Курочку Рябу», «Колобок» лучше прочесть двухлетнему. Каждой сказке – свой возраст. Это же правило касается и зарубежных сказок, но предпочтение стоит отдавать своим, как более понятным. Впрочем, сказки о животных других стран так же понятны малышу, как и русские народные.

Пятого года жизни

Возросшим познавательным потребностям детей должен соответствовать  и круг чтения: кроме сказок, которые усложняются (появляются волшебные сказки, сказки А.С.Пушкина, В.А.Жуковского), детям читают рассказы К.Д.Ушинского, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, книги познавательной направленности Н.Сладкова, В.Бианки, Ю.Дмитриева и других писателей. К стихам и сказкам К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто добавляются стихотворные произведения В.Маяковского, Б.Заходера. В 5 лет дети в состоянии воспринимать прекрасные стихи о природе А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, Ф.И.Тютчева.

Можно пробовать читать тексты большого объёма, которые не прочтёшь за один раз. Чтение с продолжением очень полезно, возможно, оно перерастёт в традицию семейного чтения по вечерам.

Чтобы приучить ребёнка к слушанию книг, не надо развивать у него пагубной привычки бесконтрольно смотреть телевизионные передачи. Телевизор нужно смотреть как можно реже, а лучше детям до 5 лет его не смотреть совсем.

Как учить стихи.

Мы легко запоминаем то, что эмоционально « пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее.

Заучивать наизусть всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя некоторое время выученное не вылетит из головы. Можно , однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребёнка игру.

И добиться успеха в жизни 

Вот несколько советов, следуя которым вы поможете ребёнку легко « пережить» и запомнить содержание поэтического текста.

Совет № 1

Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько  раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребёнку самостоятельно определить настроение услышанного.

Расскажите, что настроения бывают разные: торжественное, весёлое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, плаксивое, тревожное.

При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений.

Совет № 2

Чтение стихотворения в « различных тональностях» можно использовать как для закрепления только что выученного текста, так и для повторения любого иного, известного ребёнку.

Стихотворение читается построчно и по очереди. Начинаете Вы  задаёте настроение, которое должен подхватить ребёнок, чтобы продолжить чтение. Каждый раз вы меняете настроение, а ребёнок интонационно следует за вами.

Прочитайте вслух стихотворение Р. Сефа «Чудо». Попросите детей для каждой строчки подобрать смешную рожицу с соответствующим настроением и обозначить её тем же номером, что и номер строки.

1. Ты ещё не видел чуда?

2. Никогда не видел чуда?

3. Вот беда – не видел чуда!

Так сходи и посмотри.

4. Ты увидишь просто чудо

Удивительное чудо:

Там, где магазин « Посуда»,

Возле дома номер три,

Сквозь асфальт у перекрёстка

Пробивается берёзка.

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда.

1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.

2. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

5. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.

6. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.